Хорошего дня!
15

Ректор педуниверситета о проходных баллах, 100% распределении учителей и о том, как поступить в вуз без экзаменов

12 мифов о студентах педагогического университета и профессии учителя

Ректор БГПУ Александр ЖУК: «Ситуацию удалось переломить, в обществе понимают: в педагоги можно идти».Фото: Святослав ЗОРКИЙ

«Комсомолка» узнала у ректора БГПУ имени Максима Танка, доктора педагогических наук, профессора , как в ведущем педагогическом вузе страны поднимают престиж профессии учителя и из-за чего растут проходные баллы. И еще попросила развеять 12 мифов о студентах педагогического университета и профессии учителя.

- Я как математик люблю точность, так что буду часто оперировать цифрами, - сразу предупредил нас Александр Иванович.

Миф 1: Педпрофессия - непрестижная

- Престиж профессии учителя с распадом СССР упал. Считалось так: пошел в педагогический - значит, ты самый слабый, больше никуда не смог поступить. Ранее так и было, и мы вынуждены были зачислять всех. Были даже недоборы. Но ради справедливости замечу: я запросил у деканов данные, сколько из зачисленных в 2010 - 2011 годах дошли до выпуска. Оказывается, на физико-математическом - менее 50%. То есть слабых не тянули - это государственный подход.

Но с 2014-го мы занялись повышением престижа профессии для привлечения «качественного абитуриента». Сразу же сформулировали 10 причин поступить в БГПУ и получить профессию учителя. Когда называешь ее преимущества (социальная защищенность, стабильная работа и зарплата, хорошие условия труда, двухмесячный отпуск, высокая миссия в обществе) самым большим скептикам, они соглашаются: это факты - никаких придумок. Сработала и широкая реклама вуза. Скажем, раньше во время Дня открытых дверей мы размещали всех желающих в актовом зале на 700 мест, а в этом году задействовали 5 дополнительных аудиторий и вели в них интернет-трансляцию из актового зала. Две с половиной тысячи человек пришло!

И уже в 2014-м начал расти конкурс (даже по 3 человека на место на некоторые специальности) и баллы - более 200 на 18 специальностях из 25 (в среднем, плюс 21 балл к уровню 2013 года). В 2015-м подано 2580 заявлений на 1155 бюджетных мест дневного и заочного отделения - на 30% больше, чем в 2014-м. В прошлом, 2016 году, - 2597 заявлений на те же места, в этом - 3045. То есть люди целенаправленно идут к нам. Кстати, в этом году за первый день получили 500 заявлений, а во второй уже приняли документы от тысячного абитуриента, такие темпы у нас впервые.

Миф 2: В педагогическом - низкие проходные баллы

- Мы не можем запретить людям с низкими баллами по ЦТ подать документы. Но эти цифры, которые отражаются в мониторинге подачи документов, путают с проходными баллами! Сегодня более 55% наших абитуриентов имеют результаты свыше 200, много и тех, у кого более 300 баллов. Рост есть по всем факультетам. И абитуриентов хватает по всем нашим специальностям - закрыли прием без допнабора, а на некоторые специальности прошли только целевики, ученики педклассов и медалисты. Мы чувствовали, что процесс пошел, но столь положительной динамики не ожидали.

Вот цифры 2017-го. Только на две специальности из 31 проходные баллы менее 200. Это специальность «физика и информатика» - 193, хотя рост за год по ней составил 50 баллов, а конкурс на физмат с 2015 года изменился с 1,1 до 1,7 человека на место. А также дошкольное образование - 192 (при росте 24 балла). Зато на пять специальностей проходной балл - выше 310: 336 - изобразительное искусство и компьютерная графика, 333 - логопедия, 316 - история и экскурсионно-краеведческая работа и др.

Скульптура первой учительницы у входа в главный корпус стала прототипом педагогического "Оскара" университета.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Миф 3: В БГПУ идут «плохие» абитуриенты

- Нет, к нам пошел сильный абитуриент - три четверти уже готовы к работе учителем и мотивированны на нее. Вообще, крепка сила стереотипов. Вот, говорят, что к нам поступает мало медалистов, а также выпускников лицеев и гимназий. Но только последних среди абитуриентов стало больше в 5 раз: от 62 человек в 2013 году до 350 в этом.

Число медалистов за 4 года выросло почти в 9 раз - с 20 до 175. Их средний балл в университете - 7,5, а на гуманитарных специальностях - 8,5 - 9. Так что медали у нас, как видите, просто так никто не выписывает. Кстати, влияют на решение ребят подаваться в БГПУ и письма ректора к медалистам, которые на последнем звонке зачитывают и вручают директора школ. С ними в приемную комиссию ребята с родителями и приходят.

Наверное, произойдут некоторые изменения и в гендерном аспекте профессии. Сейчас в школах работает 85% женщин и 15% мужчин. Но профориентация последних лет дает свои результаты. На факультет естествознания в прошлом году поступило 30% юношей, на исторический и физмат - 40 %, а на физическое воспитания - 60%. Да и среди выпускников педклассов Минска - 20% парней.

Миф 4: Педклассы - лазейка для слабых учеников

- Сначала немного статистики: у педклассов в 2017-м - первый выпуск. Это 1350 человек по всей стране. Около 110 таких выпускников воспользовались правом поступать без экзаменов в БГПУ: около 40% из Минской области, еще 28% столичных жителей, остальные регионы представляют по 6 - 7 человек. За 2 года количество педклассов выросло с 102 до 319, а число учеников - до 2 тысяч человек.

Я слышал, как говорят по поводу этой возможности: мол, открыли лазейку для слабых учеников. Вот только воспользоваться правом поступления могут обладатели всех оценок в аттестате не ниже 7 баллов (к нам пришли со средним баллом выше 9), а по профильным предметам выбранной специальности - не ниже 8. Такая восьмерка в классе с углубленным изучением предмета близка к десятке в обычной школе.

Второе условие - прослушать спецкурс из двух педагогических и двух психологических модулей - всего 140 часов. Два года у школьников идут педпробы в качестве помощников воспитателей и учителей. Они ведут фрагменты уроков в средних и младших классах, разбираются для себя, готовы ли к этой профессии. Мы тоже привлекаем ребят в свою семью университетскими конкурсами и мероприятиями.

Дальше - рекомендации от педсоветов школ. Они очень ответственно подошли - по полочкам раскладывают, как проявил себя будущий педагог за годы школы. Наконец, все абитуриенты БГПУ из педклассов прошли собеседование уже в университете. Мы никого не отсеивали. Думаю, это собеседование не так уж и необходимо, коль людей мотивировали два года.

Другой вопрос, что не все абитуриенты готовы к «довеску» на особые условия поступления - 5-летней отработке. Согласитесь, те, кто планирует свою жизнь на 10 лет вперед (вуз плюс будущая работа), делает это осознанно. Хотя этот срок для меня пока что под вопросом. Может, он и повлиял на то, что мы ожидали большее число выпускников педклассов. Фактически, этих ребят приравняли к целевикам. Так что мы еще сравним, как поступали они на педспециальности просто по итогам ЦТ - без условия столь длительной отработки.

Миф 5: Молодые педагоги уходят из профессии, отработав распределение

- В среднем по 6 районам Минской области осталось после отработки 64% выпускников-2012. А у принятых на работу в 2014-м закрепляемость уже 83% по 13 районам Минщины. Причем в 4 из районов вообще никто не уехал, а еще в нескольких - 90% молодых специалистов осталось. Многое зависит от понимания властями важности профессии педагога. Тем более выполняются поручения президента по поддержке молодых педагогов: льготные кредиты на жилье, выделение жилплощади, а по решению на местах устанавливают им бесплатный проезд, стипендии.

Миф 6: У учителей низкая зарплата

- Этот вопрос всегда волнует и будущих студентов, и их родителей. Но ни в одной стране мира учитель не получает больше компьютерщика, не так ли? Вообще, считается так: если зарплата учителя не ниже, чем средняя по региону, он закрепляется в профессии. Летом 2016-го такая ситуация была уже в 4 областях Беларуси. Отражение этой положительной тенденции видим по росту числа наших абитуриентов.

Ректор БГПУ Александр ЖУК: «В повышении престижа вуза сработала широкая реклама».Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Миф 7: Учителей выпускают больше чем нужно

- Это тоже неверно. Мы работаем буквально под заказ. В системе образования - 100% распределение. В нашей отрасли можно точно спланировать, сколько надо подготовить специалистов. Не спрогнозировать, а именно спланировать: просчитать по детским садам, школам количество учеников и педагогов. Потому распределили полностью даже недавний двойной выпуск, когда в один год дипломы получали студенты 5-летней и 4-летней программ.

Миф 8: В школы приходят специалисты, далекие от практики

- Знаете, почему сегодняшний выпускник БГПУ, что называется, не боится ни родителей, ни детей? Вуз перешел к раннему погружению в профессию - педпрактика у нас теперь с 1-го курса. Сначала это волонтерство: по несколько часов в неделю студенты знакомятся с работой учреждений образования - наблюдают, помогают. На 2-м курсе это уже так называемый день в школе, когда задействуют в подготовке и проведении занятий, в воспитательной работе. На старших курсах - полноценная педагогическая практика. Все это не только необходимый опыт, но и мотивация изучать педагогику, психологию. Кстати, апробация таких ранних погружений на базе БГПУ прошла успешно, и мы предложим Министерству образования включить новые виды практик в учебный план для всех вузов, готовящих педагогов.

Миф 9: С переходом на 4-летнюю учебу качество педобразования снизилось

- Понятие качества в образовании постоянно доопределяется и переопределяется. Старшее поколение помнит и хвалит советскую школу. Но хороша она была для того времени и той страны. Скажем, токарь мог работать десятилетиями без изменений потому, что стабильным оставалось производство. Но как только пошли станки с программным управлением, стали актуальными другие компетенции.

Потому сегодня мы оптимизируем ресурсы. К примеру, вместо курсов лекций по 100 - 120 часов оставляем по несколько обзорных и проблемных. Ведь по большинству дисциплин студентам всех факультетов доступны учебно-методические комплексы в электронном виде. А на базе подаренных к 100-летию БГПУ 4 компьютерных классов с мощным сервером создаем электронный университет. В его рамках общение студентов и педагогов перевели в личные кабинеты - своего рода социальную сеть. Это место для консультаций, постановки задач и контроля за их выполнением.

Миф 10: Учителя не готовы к требованиям времени

- Оценивать работу учителя надо не только по результатам учебы школьников. Сегодня педагог для ученика одновременно тьютор, организатор, помощник, консультант - настолько меняются его ключевые обязанности и функционал. А еще, по-прежнему, старший товарищ - без намека на панибратство.

В проекте нового стандарта профессии мы прописали компетенции современного педагога. Причем наш подход - уровневый, постепенный: мы не пошли по российскому пути, где навыки и компетенции уже для выпускника педвуза заданы по высшей планке. Так вот, учитель должен быть компетентен в использовании передовых образовательных технологий. С их развитием педагог из транслятора становится организатором процесса самостоятельного приобретения учеником знаний и умений. В первую очередь речь об информационно-коммуникационных технологиях. Потому на руках у выпускников обязательным станет сертификат IТ-пользователя.

Второе: умение работать с семьями, знать их типы, понимать проблемы. С одной стороны, теперь хватает неполных семей, детей в социально опасном положении. С другой - теперешние родители часто говорят: наше дело одеть, накормить, а воспитывает пусть школа. Но плоды воспитания часто отсрочены, прорастают в далекую перспективу. К тому же учитель может говорить ребенку о высоких материях и ценностях, а дома тот видит совершенно иное. Потому мы учим этике общения с детьми и родителями «нового типа» - что в соцсетях, что в реальности.

Третье: инклюзивное образование. Дети с разными возможностями должны учиться вместе, потому что в жизни они будут жить вместе. Кстати, Институт инклюзивного образования БГПУ, созданный на базе факультета специального образования, теперь получает статус базовой организации СНГ в этой области.

Миф 11: В школах порой работают случайные люди

- Конечно, есть ошибочные решения и назначения. Но от школы сегодня слишком много зависит, а она - рефлексирующая система. Так что совсем уж случайных людей в сфере быть не может. Ведь родители могут нелицеприятно в социальных сетях написать о той же квалификации педагога. В результате школа становится более открытой системой, приглашает родителей к сотрудничеству.

Миф 12: Не хватает управленцев современного склада

- Хороший руководитель - не обязательно хороший педагог. Заведующий детским садом, директор школы, руководитель ссуза - все они должны знать, как организовать образовательный процесс. В новом проекте профессионального квалификационного стандарта мы предлагаем, чтобы руководителями учреждений образования были, как минимум, магистры в сфере менеджмента образования.

Подпишись на наши новости в Google News!

Поделиться:
Читайте также