Хорошего дня!
КП Беларусь

«Стары Ольса» нашли застольную песню, которая звучала в Несвижском замке

Перед концертом к 20-летию группы средневековой музыки «Стары Ольса» ее лидер Змицер Сосновский рассказал «Комсомолке», почему коллективу еще на много лет хватит песен из древнего «Полацкага сшытка»

"Стары Ольса" покажет лучшие вещи за 20 лет. Фото: Vitali Frozen

- На ноябрьском концерте мы покажем композиции, который группа записывала для альбомов, а еще те, которые в альбомы не вошли, но на концертах исполнялись. Вспомним и вещи вроде песни «Пена піва», что не звучали уже лет десять. Будут и новые находки - «Песня пра штурм замка Пулін», застольная песня XVIII века «Курдыш», которая звучала только в Несвижском замке. Может, покажем фрагмент аудиоспектакля «Ладдзя Роспачы» по Владимиру Короткевичу, который в свое время записали.

- Вы говорите о находках. А за 20 лет «Старога Ольсы» они встречаются так же часто?

- Мало того - их становится больше. Мы начинали в 1999 году со стилизаций под эпоху Ренессанса как раз потому, что не находили достаточно исторического материала. А теперь стилизация нам не нужна. За эти два десятка лет многие архивы открылись, материалы оттуда выкладывают в интернет. И от историков регулярно получаем произведения белорусского исторического музыкального наследия - причем нередко с нотами и описанием. А есть еще знаменитый средневековый сборник «Полацкі сшытак», который каждый музыкант может интерпретировать по-своему. Только по нему можно работать еще не одно десятилетие! Вдобавок существуют «Віленскі сшытак», песнярский «Аршанскі сшытак» с полностью утраченными нотами...

- Что вам кажется главным вкладом «Старога Ольсы» в нашу музыкальную культуру?

- Во-первых, возвращение отечественного героического эпоса - речь о традиционной музыке горожан и высшего сословия. Скажем, той, что звучала в замках. Во-вторых, открытие уникального восточноевропейского сочетания музыки разных сословий, периодов и национальностей. Произведения попадали в города в еще архаической народной манере. Потом музыка развивалась среди мещан и шляхты, по-прежнему вдохновляясь корнями. Известно, что лютнисты (а это уже европейский инструмент) в XVI веке писали вариации на народные песни. Дальше развитие шло в связи и в сочетании с европейской музыкой - то есть у нас было свое понимание Ренессанса и барокко. Так, скажем, европейский танец «Бергамазка» стал популярным и в наших краях под названием «Пагамошка».

- За двадцать лет вы издали четыре книги по истории нашей музыкальной культуры. Может, готовите новый том к юбилею группы?

- Задумок для научных книг много. Интересно обратиться к сложному процессу того, как эпос из народной культуры попадал в высшее сословие, а музыкальный импорт из Европы, который культивировался в верхах, шел в народ. Там он дожил до нашего времени. Другое дело, что возвращение исторической памяти через книгу, логическое мышление куда сложнее, чем во многом интуитивная музыка. Поэтому, кстати, в свое время из всех интересовавших меня областей истории от археологии до иконографии я и выбрал ее. Наверное, руководствуясь примерно такими ощущениями, написал художественную прозу - роман о князе Витовте. Там, конечно, немало деталей и из истории музыки.

- Фестивали средневековой музыки, как правило, проходят в исторических местах. Какие площадки вам запомнились?

- Недавно приехали из словацкого Удгарда, где сцена стояла между двумя горами и речкой. Вода ледяная, но мы там регулярно купались. А в свое время два польских концерта «Стары Ольса» играл на реконструкциях настоящих драккаров - огромных ладьях: в Лодзи судно стояло на реке, а в Олине - прямо в Балтийском море.

Во время американских гастролей нас хорошо принимают в протестантских и католических приходах. Как-то в Мэриленде познакомились с местным пастором Ричардом. Ему понравился наш кавер на бис на знаменитый Highway to Hell («Дорога в Ад») группы AC/DC. Пастор предложил выступить в его церкви. Мы удивились: «А вы текст этой песни помните?..» Пастор Ричард проверил в интернете: «Все окей, без проблем».

- «Стары Ольса» как раз собирается в очередной тур по США - уже пятый по счету...

- И мы объехали едва ли не всю Америку - разными маршрутами от Тихого океана до Атлантики и обратно. Часто выступали на ренессансных фестивалях - это 4 - 5 выходов в день по полчаса каждый со средневековой поп-музыкой и танцами. В консерваториях играли по два отделения камерной музыки ренессанса и барокко.

Билеты на кассовые концерты «Старога Ольсы» в концертных залах, университетах (выступление в последних в США считается очень престижным) стоят $10 - 40, но в городских парках, в библиотеках вход свободный. Правда, большинство прибылей музыкант в США в любом случае получает не от гонораров, а от продажи дисков и атрибутики. Конечно, на таких концертах мы много рассказываем о средневековой музыке, которой в США почти нет. Тем более исполненной на инструментах - копиях стародавних, в близкой к аутентичной манере.

КСТАТИ

Традиционный «Калядны фэст» 25 декабря в этом году посветят группе «Стары Ольса».

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Юбилейный концерт группы средневековой музыки «Стары Ольса» пройдет 16 ноября во Дворце профсоюзов. Начало в 19.00. Цена билетов - 19 - 33 рубля. Тел. для справок: (8-044) 551-77-06, (8-029) 851-77-06

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Американцы слушали «Дорогу в Пекло» в храме, а от ностальгии по белорусской кухне спасались гречкой

Группа средневековой музыки «Стары Ольса» покоряет США (читать далее)

Подпишись на наши новости в Google News!

Поделиться:
Читайте также